Об организации общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации на территории Чувашской Республики

Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации проводится по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина. Президент Российской Федерации назначает общероссийское голосование своим указом. Подписание соответствующего указа ожидается 18-19 марта 2020 года. В указе Президента Российской Федерации о назначении общероссийского голосования будет содержаться вопрос, который выносится на общероссийское голосование, и определяется день общероссийского голосования.

Конституция России была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и состоит из девяти глав. Порядок пересмотра 1-й, 2-й и 9-й глав прописан в статье 135 Конституции РФ и требует созыва Конституционного собрания для принятия новой Конституции РФ. Порядок изменения глав с 3-й по 8-ю определён в статье 136 и требует принятия закона о поправке к Конституции РФ по процедуре, аналогичной (но не идентичной, ввиду требования ратификации поправки региональными законодательными органами) принятию федерального конституционного закона.

За время действия Конституции РФ в ней было сделано несколько изменений. Наиболее крупными были поправки, предложенные в президентском послании 2008 года. Среди других можно назвать поправку об объединении Верховного и Арбитражного судов, а также поправку о назначении дополнительной группы членов Совета Федерации («представителей Российской Федерации») Президентом России. Также в Конституцию РФ вносились изменения, связанные с образованием или ликвидацией субъектов Российской Федерации, а также с их переименованием.

В послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент России В.В. Путин предложил внести в Конституцию РФ ряд поправок.

23 января 2020 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении поддержала проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» (далее – законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации.

Законопроектом предлагаются изменения в положения 22-х статей глав 3-8 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения суверенитета Российской Федерации, закрепления социальных гарантий для граждан, развития политической системы, в том числе путем усиления роли парламента в формировании структуры органов государственной власти. Так, в случае окончательного одобрения законопроекта не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Данное противоречие должно быть установлено Конституционным судом Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом.

Кроме того, законопроектом также уточнены полномочия Президента Российской Федерации, который, в числе прочего:

утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации  структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации;

назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

формирует Государственный Совет в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета определяется федеральным законом.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 2020 г. № 5-рп «О рабочей группе по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации» создана рабочая группа по подготовке поправок к Конституции Российской Федерации. Заседания рабочей группы проходят на базе Общественной палаты Российской Федерации, на которых рассматриваются  предложения по поправкам в Конституцию Российской Федерации.

10 марта 2020 года проект закона одобрен Государственной Думой во втором чтении с учетом таблицы поправок. 11 марта 2020 года закон одобрен Госдумой в третьем чтении. В тот же день Закон принял и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

12 марта законопроект одобрен необходимым количеством законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Окончательное решение о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации будет приниматься по результатам общероссийского голосования, которое запланировано на 22 апреля 2020 г. 

С момента вынесения положительного заключения Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу статья 2 данного закона, запускающая процедуру организации общероссийского голосования, которое необходимо для вступления в силу статьи 1, содержащей непосредственно поправки в Конституцию РФ. 

Для принятия решения при общероссийском голосовании достаточно получить большинство голосов от числа принявших участие в голосовании. Голосование планируется пакетным сразу за все поправки.

В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для участия граждан общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о его назначении. Если днем общероссийского голосования будет определен рабочий день, он объявляется нерабочим днем.

В общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляются открыто и гласно.

 

Правила организации общероссийского голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В основном они соответствуют нормам избирательного законодательства, со следующими отличиями.

Как и на выборах применяется механизм «мобильный избиратель», в соответствии с которым любой гражданин России, который в день голосования будет находиться за пределами своего места жительства, может, написав заявление, прикрепиться к любому участку в месте своего нахождения. Заявление может быть подано через интернет (единый портал государственных услуг), любое подразделение МФЦ, любую территориальную или участковую избирательную комиссию – независимо от адреса своего жительства. Прием таких заявлений заканчивается за 5 дней до дня голосования. Заявление может быть отозвано.

До дня голосования участник голосования, написавший такое заявление, исключается из списка участников голосования по месту своего жительства.

Если по какой-либо причине участник голосования в день голосования остался по месту своего жительства, он может прибыть на свой избирательный участок и получить возможность проголосовать. При этом участковая избирательная комиссия должна в обязательном порядке проверить, не голосовал ли такой избиратель на том избирательном участке, куда он закрепился по заявлению.

Для тех участников голосования, которые не успели воспользоваться «мобильным избирателем» и по уважительной причине будут отсутствовать по месту своего жительства в день голосования, предусматривается возможность досрочного голосования в помещении своего избирательного участка. Оно начинается за 3 дня до дня голосования. Необходимо лично прибыть на свой избирательный участок, предъявить паспорт, получить бюллетень, сделать в нем отметку и опустить его в ящик для голосования.

По решению Центризбиркома Чувашии будет проводиться досрочное голосование групп избирателей в населенных пунктах, где нет своего избирательного участка, и имеются проблемы с транспортным сообщением. Данное решение возможно по ходатайству территориальных избирательных комиссий. Такое голосование можно проводить так же за 3 дня до дня голосования. Оно проводится по правилам голосования вне помещения для голосования. При проведении данной процедуры обязательно присутствие наблюдателей, которых будет назначать Общественная палата Чувашской Республики.

Для участников голосования, у которых нет возможности прибыть в помещение для голосования в день голосования, представляется право проголосовать вне помещения для голосования. Для этого необходимо обратиться в участковую избирательную комиссию лично (в том числе и по телефону) или воспользоваться помощью других лиц, включая и членов участковой избирательной комиссии, и сообщить о своем желании проголосовать вне помещения для голосования. Такое заявление учитывается в реестре поступивших обращений, и на участковую избирательную комиссию ложиться обязанность обеспечить право гражданина по обеспечению его участию в голосовании.

После назначения общероссийского голосования члены участковых избирательных комиссий будут проводить масштабную работу с гражданами по разъяснению возможности участия в голосовании, информированию о том, какие поправки предполагается внести в Конституцию Российской Федерации. Для этого в помещениях участков для голосования будут оборудованы специальные места (стенды), на которых будут размещены справочные материалы, в том числе и текст Федерального закона по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации. 

В ходе подворного (поквартирного) обхода для уточнения списков участников голосования члены участковых избирательных комиссий будут раздавать приглашения на общероссийское голосование, разъяснять способы реализации права на участие в голосовании («мобильный избиратель», досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования), передавать полученные обращения граждан председателю участковой избирательной комиссии, отвечать на вопросы о вносимых в Конституцию РФ поправках. 

Органы государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики примут активное участие в подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в части оказания содействия избирательным комиссиям и информирования граждан о предстоящем важнейшем общественно-политическом событии в жизни нашей страны. 

_________________

 

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter